В отделении сопровождаемого проживания государственного учреждения
«Дуниловичский социальный пансионат «Троицкий» проживающие проходят I, II, III
этапы сопровождаемого проживания.
I этап этап
На данном этапе проводится диагностика кандидатов для сопровождаемого
проживания из числа получателей социальных услуг пансионата. Целью данного этапа
является подбор обеспечиваемых для подготовки к учебному (тренировочному)
сопровождаемому проживанию, формирование групп для сопровождаемого проживания.
Специалисты, входящие в состав комиссии совместно определяют уровень
сформированности навыков, необходимых для самостоятельного проживания, наличие
мотивации к ведению самостоятельной жизнедеятельности. Диагностика проводится для
всех проживающих, находящихся на обслуживании пансионата, из числа сохранивших
частичную или полную способность к самообслуживанию при отсутствии у них
медицинских противопоказаний.
Основными задачами первого этапа являются:
· помощь в развитии личностного потенциала, способностей и возможностей
обеспечиваемого в освоении навыков самообслуживания и самостоятельного
функционирования
· подбор кандидатов на подготовку к жизнедеятельности на условиях
сопровождаемого проживания из числа обеспечиваемых
· оценивается общее психическое самочувствие обеспечиваемого, уровень развития у
него навыков общения
· диагностируются общее интеллектуальное развитие обеспечиваемого и его
способность к освоению новых знаний, а также умения и навыки на бытовом уровне,
способность к самообслуживанию и т.д.
· выявляются вредные привычки обеспечиваемого, его склонности к различным видам
девиаций
· определяются профессиональные способности и интересы обеспечиваемых, уровень
их профессиональной подготовки, наличие образования, а также способности, увлечения
и интересы в сфере творчества, досуга и отдыха
· оцениваются потенциальная возможность и общая мотивация обеспечиваемых на
подготовку к самостоятельному проживанию в будущем, проблемы и потребности в этой
сфере и др.
II этап – учебное сопровождаемое проживание
На второй этап переходят обеспечиваемые, успешно прошедшие первый этап
сопровождаемого проживания, имеющие положительную установку на труд и
дальнейшую самостоятельную жизнь.
На данном этапе основными направлениями деятельности сотрудников в рамках
сопровождения являются:
· дальнейшее развитие навыков самообслуживания
· обучение навыкам организации собственного быта и окружающего жизненного
пространства
· обеспечение дневной занятости и развитие трудовых навыков
· содействие освоению социального пространства и формирование социально-
ответственного поведения
· помощь в развитии творческих способностей, организации досуговой деятельности
· содействие расширению информационно-коммуникативной сферы
· трудовую реабилитацию и восстановление навыков к труду
· улучшение эмоционального состояния, коммуникативной среды, межличностного
общения, разрешения конфликтных ситуаций
· социальную интеграцию, адаптацию к окружающей среде, приобретения навыков вести
самостоятельный образ жизни в учреждении и за его пределами
· развитие физического состояния
· формирование, развитие финансовой грамотности
· формирование правовой грамотности
III этап – сопровождаемое проживание
Цель этапа – проведение интенсивной подготовки и закрепление навыков
самостоятельности путем организации жизнедеятельности, максимально приближенной к
обычной жизни человека и его взаимодействию в окружающем социуме, предусматривает
самостоятельное ведение домашнего хозяйства и самостоятельное социальное
функционирование, развитие адаптационных возможностей и приспособительных
механизмов к самостоятельной жизни. На третий этап переводятся обеспечиваемые
имеющие положительные заключения и рекомендации комиссии на проживание в
отдельном помещении.
Обеспечиваемые отделения ведут самостоятельный образ жизни с учетом
имеющихся у них навыков и опыта, сами поддерживают порядок в помещениях, готовят
пищу, ведут хозяйство, самостоятельно осуществляют планирование времени и т.д.
Обеспечиваемые отделения предоставлены более широкие права и возможности в
организации домашнего быта, свободы передвижения и общения, в реализации своих
интересов и потребностей в открытом социуме. Одновременно они несут более полную
ответственность за свои действия и поступки по соблюдению норм и правил проживания,
бытовой и трудовой самостоятельности и безопасности, в целом за организацию своей
жизнедеятельности. Повышение степени мотивации к самостоятельности стимулируется
благодаря форме устройства жизни в отделении по типу общежития, имеющей большую
степень свободы, включая свободный режим, при этом не исключая возможности
корректировки со стороны сотрудников отделения. Сопровождаемое проживание
обеспечиваемых отделения организуется в групповой форме. Форма организации
сопровождаемого проживания зависит от потребностей в сопровождении, уровня развития
социальных компетенций, в частности, способности к самообслуживанию,
самостоятельному передвижению, ориентации, общению, обучению и трудовой
деятельности, способности контролировать свое поведение. Групповое сопровождаемое
проживание формируется группой численностью 5 человек. В результате адаптации к
самостоятельной жизни обеспечиваемых, начинается подготовка документов к процессу восстановления